Что такое лукизм и как он появился?

Юлия Дудкина

К 2020 году для обычного городского жителя такое понятие, как бодипозитив, уже не ново. Мысль о том, что все люди разные и каждый вправе выглядеть так, как он хочет, уже должна была осесть в головах у многих. Однако, несмотря на это, большинство людей всё ещё пытаются подогнать под единый шаблон каждого человека, будь то девушка или парень, который не соответствует уже старомодным представлениям о красоте. Сегодня в новой статье на How to Green мы решили разобраться, что же такое лукизм и как он появился в обществе.

Что такое лукизм и как он появился?

Урсула Мак-Гаун – предпринимательница из Сиднея – руководит благотворительной компанией, которая помогает женщинам готовиться к собеседованиям на работу. Звучит так, будто бы Урсула работает вместе с клиентками над их резюме и тренирует девушек уверенно отвечать на вопросы. На самом деле большая часть работы Мак-Гаун заключается в том, чтобы помочь женщинам выбрать причёску и правильную одежду. Исследования показывают: сегодня можно быть отличным специалистом и прекрасно разбираться в своём деле. Но если на собеседовании ты покажешься начальнику «непривлекательным», твои шансы получить работу заметно снизятся. Урсула Мак-Гаун считает такое положение вещей дискриминацией. Но изменить общественный порядок – очень сложно. Всё, что может сделать Урсула, – это помочь женщинам «преодолеть барьер», с которым они сталкиваются из-за общественных предрассудков. Кстати, у такого вида дискриминации давно уже есть специальное название – лукизм.


Как лукизм влияет на нашу жизнь?

С одной стороны, «красота в глазах смотрящего» и «каждый человек красив по-своему». С другой стороны – в каждой культуре существуют свои стандарты и «усреднённые» представления о красоте. Можно считать, что вы выше этих стандартов, можно идти наперекор обществу. Но исследования показывают, что соответствие или несоответствие этим стандартам может серьёзно повлиять на ваше положение в обществе, благосостояние и на то, как сложится ваше будущее.

Доктор психологических наук Алан Файнголд провёл много исследований о том, как общая «привлекательность» человека влияет на то, как относятся к нему окружающие. Так, например, он организовывал специальные «постановочные» судебные процессы – игровые суды, где присяжные должны были решить судьбу ненастоящих преступников, обвинявшихся в выдуманных преступлениях. Доктор выяснил: два «обвиняемых», совершивших одно и то же «преступление» при одних и тех же «обстоятельствах», вызывают у присяжных разную реакцию в зависимости от того, насколько эти «обвиняемые» привлекательны. Людям, которые внешне производят приятное впечатление, присяжные склонны были выносить более мягкие приговоры.

Также, согласно исследованиям, внешне привлекательных людей считают более талантливыми и убедительными ораторами, а в экстренных ситуациях врачи и спасатели при прочих равных сначала помогают привлекательным людям, а потом менее привлекательным. Ещё, согласно опросам, школьники чаще считают хорошими учителями тех преподавателей, которые больше соответствуют стандартам красоты.

В 90-е годы исследователи Дэниел Хаммермеш и Джефф Биддл решили выяснить, как физическая привлекательность буквально конвертируется в деньги. В течение четырёх лет они собирали демографическую статистику и проводили социологические опросы. Добровольцев из Северной Америки просили оценить внешний вид незнакомцев на фотографиях. Потом исследователи сравнивали «привлекательность» людей на снимках с их жизненными условиями. Выяснилось, что те люди, которых большинство респондентов называли привлекательными, получали более высокую зарплату. Самые же «непривлекательные» люди со снимков оказались самыми небогатыми.

Здесь можно поспорить о том, что люди с высоким достатком имеют больше возможностей ухаживать за собой, пользоваться дорогой косметикой и следить за собственным здоровьем. Но исследователи постарались выбрать фотографии так, чтобы исключить все факторы, которые напрямую зависят от достатка.

Всё было бы не так плачевно, если бы красота давала привилегии, а отсутствие красоты просто никак не влияло на жизнь. Но многие исследователи считают, что в западной культуре существует так называемый налог на некрасивость. Это значит, что, если человеку не повезло соответствовать стандартам красоты, он будет страдать от этого в самых разных ситуациях. Исследования показывают, что непривлекательная внешность вносит серьёзные ограничения как минимум в одну сферу жизнедеятельности человека. Это может быть работа, благосостояние, способность выстраивать отношения с окружающими людьми или перспектива найти партнёра для брака.

Помимо всего прочего, лукизм влияет не только на частные жизни, но и на судьбу человечества в более глобальном масштабе. Учёные из Массачусетсткого технологического института попробовали показать добровольцам фотографии политиков, о которых те ничего не знали. Они показывали снимки политиков из Бразилии и Мексики жителям США, Индии и Мексики. Добровольцев просили по внешнему виду угадать, кто из людей на фотографиях с большей вероятностью выиграет политическую гонку. В 75% случаев респонденты из США и Индии выбирали одних и тех же кандидатов. В 80% случаев их выбор совпадал с выбором мексиканских респондентов. В конце концов выяснилось, что, выбирая по внешности, люди «угадывают» политиков, которые действительно побеждают в гонках.

Авторы исследования считают, что такая тенденция – тревожный звонок для демократии как концепции. Многие избиратели недостаточно знают своих кандидатов и голосуют, руководствуясь «интуицией». А если точнее – стереотипами о внешности и о том, как она связана с умом и талантом. Возможно, вся история мировой политики складывалась бы по-другому, если бы избиратели могли делать выбор «вслепую».


Откуда взялся лукизм?

Учёные, культурологи и антропологи до сих пор спорят о том, почему мы судим друг о друге по внешности. Например, писательница и журналистка Наоми Вульф в своей работе «Миф о красоте» утверждает, что это проблема, характерная именно для западной культуры. Будто бы в ней существует «культ красоты»: книги, фильмы и журналы с детства учат нас оценивать внешность других людей и судить о них, исходя из того, «красивые» они или нет. С другой стороны, многие антропологи считают, что большую роль тут сыграли эволюционные процессы. В доисторические времена физическая привлекательность была важным показателем для выбора полового партнёра. С эволюционной точки зрения важнейшая задача человека – продолжение рода. А значит, партнёр должен быть прежде всего здоровым и сильным. Отсюда понятия о том, что здоровые волосы, крепкие зубы и высокий рост – это привлекательно. Если когда-то лукизм был обязателен для человеческого выживания, то теперь он остался пережитком, который прочно закрепился в человеческом сознании.

Постепенно в психике человека сформировался так называемый гало-эффект. Это когнитивное искажение, из-за которого нам кажется, что, если человек привлекателен внешне, он должен обладать определёнными нравственными качествами. Например, добротой или общительностью. Судя по историческим источникам, этот эффект сформировался уже очень давно. Например, в древнегреческой культуре существовало понятие «калокагатия» – от слов «прекрасный», «союз» и «хороший». По мнению древних греков, нравственные качества человека отражались на его внешности и наоборот. Внешняя красота связана с духовной красотой, а безнравственность – с уродством.

Помимо того, что древний человек стремился к размножению, он ещё и заботился о своей безопасности. Как считает профессор психологии из Принстонского университета Александр Тодоров, именно из-за этого люди ещё в древние времена выработали привычку делать выводы об окружающих по внешности.

Случилось это примерно восемь тысяч лет назад. Раньше люди общались в основном внутри своих племён и общин. Но с развитием цивилизации племена стали чаще перемещаться с места на место, и люди стали чаще встречаться с чужаками. Им нужно было научиться быстро определять, представляет ли незнакомец из другого племени для них угрозу.

«Когда мы видим незнакомого человека, мы первым делом пытаемся понять о нём три вещи, – считает Тодоров. – Симпатичный ли он, склонен ли он к доминированию и можно ли ему доверять. Мы делаем это неосознанно, даже если знаем, что внешность – не показатель. Именно так поступали наши предки – они делали это, чтобы защищаться и размножаться».

Именно так появились многие расхожие стереотипы о внешности. Например, идея о том, будто бы ширина и тяжесть подбородка говорят о доминантности человека. В доисторические времена в таком суждении была некоторая логика. Охотой и завоеваниями занимались самые сильные и крепкие члены сообществ. Увидев чужака с широкими плечами и мощным строением тела, жители племени могли догадаться, что он пришёл с не самыми мирными целями и способен напасть на них.

Сегодня мы уже далеко ушли от доисторических сообществ, но подобные стереотипы до сих пор в ходу. Исследования показывают, что, оценивая внешность других людей, мы по-прежнему обращаем внимание на подбородок. Причём у мужчин мощная челюсть считается скорее положительным качеством, а у женщин – отрицательным.


Что делать?

Сегодня лукизм изучают учёные по всему миру, а западные компании вносят в уставы поправки, которые запрещают дискриминацию по внешнему виду. И тем не менее привычка судить о других по внешности вырабатывалась веками. Вряд ли она исчезнет так уж быстро. Но есть и хорошие новости. Привлекательность зависит не только от внешних данных, которыми вас наделила природа. В исследовании экономиста и доктора наук Мэттью Малфорда говорится, что успех определяется ещё и тем, насколько привлекательным человек считает себя сам. Так, женщины, которые думают, что они привлекательны, добиваются бóльших успехов, чем те, кто считает себя некрасивыми. Результаты этого исследования мало коррелируют с тем, как видят участниц другие люди.